они живут

consumption_ru


общество потребления: его мифы, структура


Previous Entry Share Next Entry
Уильям Каттон - Как деньги привели к дегуманизации.
рэй
al_ven wrote in consumption_ru
Глава 12 из книги "Непроходимость: эволюционный тупик человечества" (2009).

Уильям Р. Каттон - профессор социологии, которого "с полным правом можно отнести к отцам-основателям т.н. "экологической парадигмы", наряду с Теодором Роззаком, Фритьофом Капрой, Грегори Бейтсоном и другими непризнанными официальной наукой философами, — как у нас, так и за рубежом." (В. Постников).

"От воров-карманников к капитанам индустрии

Люди находятся в постоянном искушении «укоротить путь» к деньгам. Воровство в магазинах, квартирные кражи – вот лишь некоторые примеры "укорачивания пути", с помощью которых человек обходит принятые шаги для приобретения желаемых товаров. Карманное воровство – другой пример прямого получения денег. Но воровство в магазинах, в квартирах, или вообще всякое воровство, не единственный способ укорачивания пути к «богатству». Существуют и другие, более "выгодные" пути - мошенничество, коррупция, уклонение от налогов, корпоративные должностные преступления и т.д. Росс называет все эти «действия по укорочению пути» - карманным воровством в большом масштабе. Он хочет, чтобы его читатели увидели: по сравнению с этими большие грехами, грехи воров-карманников - ничтожны. Я привожу метафору вора-карманника в этой главе только для того, чтобы показать дегуманизирующую позицию эксплуататоров (в любом смысле) к их жертвам, обладателям купюр.
...
Для карманника залезть в карман - лучше, чем стащить что-либо с полки магазина. [268] Но когда Росс использует карманника в качестве метафоры, его беспокоит не столько образ мелкого воришки, сколько стремление заправил в бизнесе и промышленности заниматься фундаментально тем же. Вместо того, чтобы «делать деньги" старым добрым способом - зарабатывая их посредством более или менее честного обмена, люди, обладающие большой экономической властью, могут получать деньги просто «за услугу». Люди с таким коммерческим мировоззрением рассматривают других людей не как самостоятельную ценность, а как средства.

Таким образом, позиция в отношении других людей, занимаемая теми, кто находится у руля экономики, часто фундаментально не отличается от позиции вора-карманника. Поэтому Росс узнал в бизнес-бароне ментальность вора-карманника.

Бизнес-ментальность Росс определяет как противоречащую важному этическому принципу Канта. Производственный и торговый процессы под командой властных людей, да и вся соответствующая активность бизнес-предприятия, рассматривается торговцами и капитанами индустрии прежде всего как способ накопления денег. Но аккумулировать деньги - означает забирать их у других [Количество денег в обращении ограничено. В противном случае возникает коллапс экономики и деноминация деноминация - ВП]. Такая коммерческая активность предполагает, что потребители, люди у которых забираются деньги, по кантовскому определению, не люди-цель, а люди-средства.
...
Любой с доступным кошельком может стать «объектом» для карманника. Любой потенциальный клиент данной промышленности или бизнеса аналогично рассматривается как простой источник «дохода». Любой поставщик товаров или услуг, рассматривается потенциальным клиентом не как человек, а как автомат по продаже (насчет цены товара/услуги можно поторговаться). Метафора вора-карманника возможно даже глобальнее, чем подозревал Росс. Она относится к негласной позиции всего бизнеса, охватывающего население мира, из-за чего каждый из нас определяет других людей в своей основе как двуногие кошельки – из которых можно извлекать деньги.

Рассматривать «других» людей таким образом почти то же самое, что рассматривать их как полезные инструменты. Не то, чтобы каждый член современного общества рассматривал постоянно каждого другого члена общества, как-будто тот ходячий бумажник. Но нельзя отрицать растущую тенденцию к такому отношению в обществе, построенном на разделении труда и практике обмена, и неизбежно приводящей к денежной системе. Поэтому я утверждаю: дело не только в «укорачивании пути» капитанами индустрии, которые рассматривают рабочих как подлежащих сокращению затраты производства, а клиентов как ходячих кошельков, из которых надо извлечь как можно больше денег. Разделение труда, которое создает целую паутину обменных отношений, заставляет каждого относиться к другим людям не как конечной цели, но, все в большей степени, как полезным (специальным) инструментам – и/или владельцам кошельков. Природа современного общества подталкивает нас к тому, чтобы мы воспринимали людей вне нашего непосредственного круга как абстракции, и лишь смутно угадывали в них человеческие существа..."

Глава 12 http://www.proza.ru/2013/03/22/1325
еще Уильям Каттон http://www.proza.ru/avtor/transprose&book=30#30

?

Log in